Рыбалка со старой колебалкой на Днепре

Наверняка каждому из нас во время предсезонного перебирания блесен нет-нет да попадаются в руки раритетные приманки, изготовленные еще в Советском Союзе какой-нибудь артелью имени Клары Цеткин и продававшиеся в магазине «Спорттовары».

Когда-то мы неплохо ловили на них щук, окуней и судаков, однако сегодня избалованные практически идеальными по своему внешнему виду искусственными приманками давно махнули на них рукой и храним их как кусочек памяти о первых шагах в спиннинговой ловле и былых победах.

«Сколько же было рыбы, если она ловилась на такой металлолом!» — периодически думаем сами или слышим от наших коллег. — «Сегодня забрось такую блесну — рыбы только смеяться будут! Да, рыбы стало мало, да и избаловали мы ее».

Иногда, когда я беру в руки свои поблекшие от времени советские блёсны «Шторлеки», «Кеми» и «Универсалки», мне на ум приходит шальная мысль: неужели сегодня на них ничего нельзя поймать, может, стоит попробовать? Но каждый раз перед рыбалкой о блеснах-«пенсионерах» забываешь или даже стыдишься их. И вот, наконец, я стал свидетелем одного любопытного случая, главную роль в котором сыграла как раз такая блесна.

1Было это несколько лет назад в низовьях Днепра. Прибыв на пристань, мы тут же попали под довольно сильный осенний дождь, который, судя по небу, зарядил не на один час. Мы собирались провести на реке несколько дней, проехали несколько сотен километров, и, понятное дело, возвращаться домой никто не собирался. Договорившись об аренде моторок и погрузив в них вещи, мы двинулись в путь. Дождь и брызги от ударов корпуса лодок о волны на высокой скорости, медленно, но верно делали свое дело: многие наши вещи, второпях не прикрытые целлофаном, сильно намокли. Да и мы сами в дороге порядком продрогли. Поэтому едва выгрузившись на хорошо знакомом островке, решили не ставить сразу палатки, а немного обсохнуть и обогреться в заброшенном егерском домике. Находиться в нем летом нам не было никакого смысла: маленький, душный, недостроенный и захламленный внутри, он проигрывал комфортным и чистым палаткам. Но осенью мы были рады ему как пятизвездочному отелю.

Под непрекращающимся дождем мы перетащили в домик наши вещи, расселись на двух кроватях с панцирными сетками и стали пить чай из термосов. Кто бывал в старых охотничьих и рыбацких избушках, тот чувствовал их шарм. В них всегда есть капризная печка, засохшие насекомые на подоконнике, соль, спички и еще куча всякого очень нужного в определенной ситуации хлама. Например, ржавые гвозди, погнутые ножи и вилки, эмалированная посуда с дырками, остатки ватного матраца, помятые гильзы, огромные тупые крючки. Все это обычно заботливо разбросано под ногами и по разным углам, чтобы любой зашедший в избушку человек смог легко найти и выбрать себе кое-что из этих сокровищ.

От нечего делать мы, как настоящие археологи, стали изучать артефакты из домика. Отнюдь не со смехом, а с каким-то теплым душевным трепетом. Наконец, добрались до старой поржавевшей щучьей блесны типа «Шторлек». Были времена, когда она считалась убийцей щук на 1/6 территории суши, но в заброшенном домике о ее былой славе напоминали лишь несколько царапин, предположительно от щучьих зубов.

Блесна переходила из рук в руки под разговоры типа «Покойся с миром, старушка, время твое прошло», пока не попала в руки Шурика. Надо сказать, что он -человек веселый и легкомысленный. Словом, настоящий Шурик. Повертев блесну в руках, он безапелляционно заявил: «Я на нее и сегодня поймаю». Мы, конечно, засыпали его шутками: «Только если угадаешь ею щуке точно по голове… Эту блесну щурята по учебнику истории изучали… Насобираешь водорослей — сможем сделать салат…». Новоявленный экспериментатор смеялся вместе с нами, но от своей идеи отступаться был не намерен. Он заменил на блесне фурнитуру и тройник, после чего напомнил, что настоящие юмористы смеются последними.

Ловля щуки на Днепре спиннингом с Советской колебалкой
Рано утром от нашего лагеря отчалили три лодки: две поехали бороздить просторы Днепра в поисках заветных щук, а одна, Шурика, заякорилась совсем недалеко. Небольшая протока соединялась здесь с рекой, образовав ямку. Место хорошо известное, щука тут всегда держалась, поэтому прочесывалось приманками регулярно. Несмотря на это, наш экспериментатор решил все же испытать свою находку именно в этом месте.
Я не видел всех нюансов ловли Шурика, поскольку, как и мои товарищи, искал щуку на «дальнем кордоне».

Когда я приехал к лагерю, его лодка по-прежнему стояла в устье протоки, а Шурик «ступенькой» вел найденную им блесну у дна: несколько оборотов катушки — пауза, несколько оборотов — пауза. Когда я спросил его об успехах, он молча вытянул кукан с несколькими щуками.

Я мог похвастаться только одной. Когда подъехали остальные, у кого была одна, у кого две щуки. Так что Шурик обловил нас всех. Конечно, мы все были удивлены, хотя удивить нас поимкой щук было очень сложно. Никто из нас ни на минуту не усомнился в чистоте эксперимента и порядочности товарища.

Разумеется, после этого мы стали активно пробовать ловить на имеющиеся в наличии современные «колебалки», но результат я, честно говоря, уже не помню. Помню лишь, что, приехав домой, я начистил старые блесны и заменил тройники на всех моих «старушках». А потом положил в коробку рядом с импортными «Циклопами» и «Профессорами», чтобы при первом удобном случае снова бросить их в бой.

Я знаю, что также по-ступили и мои товарищи. потому что позже мы даже договорились как-нибудь провести ради интереса небольшой ретро-турнир «В бой идут одни старики», главным призом которого будет как раз та блесна из старого домика.

Вот так вот неожиданно порой открываешь для себя новые горизонты, новые впечатления и новые радости в давнишнем увлечении.