Зимняя рыбалка на Пяозере

Я неоднократно посещал северные края летом, но вот зимой, к сожалению, ни разу не удавалось уехать дальше Онежского озера. И вот, наконец, в прошлом году все сложилось. Небольшой компанией из трех человек мы рванули на несколько дней в те месса, где летом были не раз. Рассматривалось не сколько вариантов, но в итоге было выбрано Пяозеро, входящее и систему Кумского водохранилища. К тому моменту в Питере уже несколько недель, как сошел снег, и чуть меньше, как лед. Естественно, сезон твердой воды в нашем регионе был закрыт. А вот на Пяозере возможность половить со льда еще оставалась, поэтому мы решили продолжить зимней сезон.

Летом я довольно хорошо изучил места, куда нам предстояло ехать, и поэтому, всё было подготовлено правильно. Была проведена некоторая предварительная подготовка и забронирован домик. Для передвижения по водоему с собой планировали взять мотособаку, но после долгих обсуждений решили арендовать снегоход. Пяозеро — очень большой водоем. Его длина около 70 км, что для мотособаки, а уж тем более пеших переходов явно многовато. Тем более что в планах было посещение нескольких мест, которые находились друг от друга на весьма приличном расстоянии.

Выехав вечером из Санкт-Петербурга и двигаясь на автомобиле всю ночь, мы увидели постепенную смену весны на зиму. Постепенно местами начал появляться снег, а в конце маршрута и полноценные сугробы. Температура на восходе солнца достигла -10 °C. С дорогой нам повезло она была абсолютно сухая и не доставила никаких сюрпризов. В итоге со всеми остановками мы добрались за 13 часов. На берегу нас уже ожидал владелец домика со снегоходом. Погрузив все необходимые вещи, мы направились к месту проживания. Решив долго не затягивать со сборами и переодевшись, мы оседлали снегоход и сразу же отправились к месту ловли. Передвигались мы втроем на одном снегоходе, прицепив к нему большие сани, которые вместили бы несколько человек, а одному на них было совсем комфортно.

Еще перед выездом из Питера мы ознакомились с прогнозом погоды и посчитали, что нам крупно повезло. Как ни странно, на все ближайшие дни синоптики обещали тихую, солнечную погоду со слабым ветром, хотя за сутки до нашего приезда здесь лил дождь и, со слов здешних рыбаков, лёд был мокрым и кашеобразным. Выйдя с автомобиля по приезду мы увидели сверкающий от солнца крепкий замёрзший лёд. Прогноз не обманул, на всём протяжении рыбалки она не изменилась. В ночное время температура опускалась до -10-12 °C, а днём повышалась до нуля. Поскольку ветер был очень слабым, то чувствовалось тепло и комфорт, приходилось даже раздеваться.

Какой-то четкой информации о местах и способах ловли получить заранее не удалось. К сожалению, большинство хозяев, сдающих домики, ориентируются на обычных туристов, а не на рыболовов. У них, конечно, было на примете несколько мест, но совсем не с той рыбой, за которой мы приехали. Изобилия полезной информации не нашлось даже в интернете. Видели отчеты с форумов, но в основном о том, кто и как отдыхал и что поймал, но никакой конкретики. Пообщались с несколькими местными рыболовами у моих товарищей создалось впечатление, что на этом озере возможно поймать рыбу только сетями. Причем их мы встретили у костра на берегу, а те, кто встретился на льду, были приезжими и ничего толком сами не знали.
И даже таких рыболовов было не очень много. Обычно в радиусе нескольких километров не было видно ни одного человека. Правда, в некоторых местах мы обнаружили старые лунки, и хоть от чего-то можно было оттолкнуться в поисках рыбы.

Первым делом решили проверить знакомые по летней ловле места, для чего выбрали самое лучшее. Точка находилась между несколькими небольшими островами с большим количеством коряжника. До нее было примерно 12 км, что по ровному льду составило 15 минут езды на снегоходе. Летом там основу улова составлял крупный сиг, иногда хариус и окунь. И в этот раз мы затаили надежду на что-то подобное. Окунь не входил в наши планы, мы надеялись на ловлю более благородной рыбы — хариуса и сига, тем более летом трофейных окуней не попадалось. В Ленинградской области такую рыбу если и удастся поймать, то случайно и в небольшом количестве.

Для Пяозера ловля таких видов рыбы никого не удивляет, правда с хариусом дела обстоят я бы сказал отлично, а вот с сигом приходится сильно стараться, чтобы его найти. Пяозеро — это водоём созданный искусственно. Уровень воды в нем поддерживается электростанцией, стоящей на реке Кума. Наш приезд совпал с весенним сбросом перед началом половодья. Надо заметить сброс воды был резким. В течение нескольких дней уровень понизился более метра, соответственно просел лёд. Предполагали мы, что и на клёв рыбы это повлияет не лучшим образом. Так и получилось в итоге, ведь где летом было 2-2,5 м, теперь после сброса стало от 1 до 1,5 м, что сильно помешало.

Сброс воды производили ночью. Утром рыба всё же приходила в себя. Но в день окончания рыбалки воду сбрасывали в течение всего дня и клёва не было вообще. При встрече с попадающимися на разных участках озера рыболовами было замечено, что при ловле хариуса их снасти больше походили для ловли корюшки. Они использовали удочки с крупными кивками, которых далеко видно. Таковых на льду расставляется не более десяти на одного рыболова. Для насадки чаще применяют червя, реже опарыша, их цепляют на мормышку. Диаметр лески не должен быть менее 0,2 мм, поскольку крупный хариус сильный и резкий при вываживании, при поклевке хариус делает сильный удар.

Такой способ рыбалки из-за небольшого числа поклевок наша компания сочла не интересной. Мы решили попробовать снасти с более тонкой леской ∅0,12 мм и спортивными мормышками размером 3-3,5 мм. дополнив их небольшими подвесками — мушками зелёного цвета.

Для наживки мы применяли все, что имели с собой — мотыля, червя и опарыша. Каких-либо предпочтений рыбы не заметили, она бралась одинаково на все наживки, что у нас были. В большинстве случаев наживка на водоемах Севера в ловле сига значит очень много. Есть озера, где, кроме как на небольшую личинку добытую в здешних реках, он ни на что другое не предпочитает ловиться. Перед тем, как выбрать место рыбалки на сига, будет неплохо если узнать, на что его там ловить.

Для нас, на Пяозере этой проблемы не возникло, в отличие от расположенного рядом Топозера, там сиг ловится только на такую личинку. Хоть эти озера относятся к системе одного водохранилища, но отличаются в плане рыбалки очень сильно. Сиг и хариус не ловятся в одном месте. И тут есть одна интересная тонкость. В местах ловли сига всё же сохраняется высокая вероятность поимки хариуса, то на харьюзовых местах сига вы не увидите.

На Пяозере все места у островов, где мы ловили сига были с коряжниками. Летом эти места имеют глубину около 3 м. А вот весной после сброса воды она не превышала и 2 м. Оптимальной оказалась глубина от 1,5 до 1,7 м. Чуть глубже или мельче, и рыбы не наблюдали, а если и была, то крайне редко и не массово. В течение дня больше двух штук с одной лунки поймать не удавалось. При этом счастливых лунок было очень мало. Спасал ситуацию только окунь. Он хоть и был разного калибра по весу, от 20 до 500 г, но зато вносил разнообразие в рыбалку. Предугадать, кого поймаешь в следующий раз, вряд ли удастся.

Со слов здешних сетевиков, все уловы сига в сети происходили на глубине от 30 м. Но заниматься ловлей на таких глубинах мы рисковать не стали, да и снастей с соответствующей настройкой у нас не оказалось. Хариуса нашли на мысах островов и каменных гряд на глубине от нуля до 1,5 м. Но всё же, его клёв был неохотным, для того, чтобы увидеть одну поклёвку приходилось проверять 30-40 лунок. С учётом толщины льда в 80 см, такая рыбалка была поистине трудовой. При этом не каждое внешне перспективное место одаривало поклевками. Фактически процесс ловли состоял из сплошных переездов от одного острова к другому. Больше двух хариусов в день с одного места у нас поймать не получалось. Да и у других рыболовов ситуация мало чем отличалась.

Активность клева имела временной характер. Лучший клев наблюдался по утрам. После 11 часов поклевки прекращались. Однако весной в этих краях светло уже в 5 часов утра, и времени для рыбалки было достаточно. По вечерам рыба активность у рыбы чередуется, сегодня клевала, завтра может не клевать. Чаще всего поклевки наблюдались с 17 до 19 часов. Для того чтобы рыба не пугалась при ярком солнце их приходилось затемнять. Для этой цели пригодились диски от жерлиц, которых также захватили с собой.

В один из дней, посетив с утра самую уловистую точку, мы решили доехать до одной из крупных рек, впадающих в Пяозеро. Мы рассчитывали на наличие льда, но уже при подъезде к устью стало ясно, что с наличием твердого покрытия будет проблема. На входе были огромные промоины. Однако, проделав довольно длинный путь, мы решили прогуляться до ближайшего порога сфотографироваться, но на всякий случай захватили с собой снасти.

На снегоходе проехать до конечной точки не было возможности. Оставив его в безопасном месте, мы прошлись пару километров вдоль реки. Вдоль берега был метровый лед, возвышающийся над водой, идти по которому было достаточно удобно. Нашей целью было расширение реки, в которое впадало несколько небольших речек и ручьев. К нашему удивлению, местами попадались небольшие закраины, на которые, хоть и с опаской, но можно было выйти и попробовать половить.

Что мы и сделали. Ожидания нас не подвели. Буквально через несколько минут случилась первая поклевка. Как и предполагалось, на крючке оказался хариус, причем не самый мелкий. Он потянул на 700 г. А так как ловля проходила на глубине до 1 м, то процесс вываживания превращался в весьма увлекательное занятие. Поклевка хариуса всегда очень резкая и ощущается сразу рукой, можно даже не смотреть на кивок. Да и сопротивляется эта рыба очень сильно.

Стоит отметить, что при подходе к месту мы заметили, что из воды начали вылетать, а вернее выползать на снег мотыльки, очень похожие на поденку. Естественно, они тут же были насажены на крючок, и поклевки не заставили себя ждать. Так как мест для ловли было всего два, то перемещаться было некуда. Каждую поклевку приходилось ждать довольно долго, но они того стоили.

Ловить на тонком и к тому же последнем льду, зная, что под ним сильное течение, было не очень комфортно. Передвигаться по нему приходилось чуть ли не ползком. Правда, и глубина была совсем небольшая, что несколько успокаивало. Использовать приходилось тонкие снасти с леской толщиной всего 0,12 мм. На более грубые снасти хариус категорически отказывался клевать.

А вот мормышки пришлось ставить самые крупные из тех, что у нас были, размером примерно 5 мм. Все прочие просто уносило течением. Да и эти достигали дна весьма условно, так что приходилось ловить, сдавая леску после каждой проводки. Из-за этого барашек на удочке не был затянут, и при поклевке была возможность стравливать леску, чтобы не форсировать вываживание рыбы. Итогом поездки на эту реку стали незабываемые впечатления и десяток пойманных хариусов.

Зимой на Пяозере рыбалка получилась не столь разнообразной, как летом, но душу отвести все-таки удалось, тем более что это была явно последняя рыбалка со льда в очередном сезоне.